языковая компетенция

языковая компетенция
        ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - понятие, введенное в рамках генеративной лингвистики (см. Лингвистика генеративная) для описания владения языковыми средствами носителем языка. Указанному направлению присуще убеждение в том, что знание языка есть, прежде всего, свойство субъекта и может быть описано в ментальных терминах. Более точно это означает, что знание языка выражается в способности говорящего продуцировать осмысленные предложения.
        Такая способность обеспечена совокупностью трансформационных правил, сообразно которым осуществляется преобразование глубинной структуры в предложение конкретного языка. Я. к., таким образом, состоит во владении трансформационными правилами и появляется в результате обучения конкретному языку. Она противопоставляется врожденному знанию, представляющему, по существу, долингвистический уровень сознания и состоящему, прежде всего, в способности к порождению глубинных структур на основании универсальных (общих для всех языков) базовых правил. С др. стороны, Я. к. противопоставляется языковому употреблению. Последнее состоит в использовании языка в речевой деятельности; в частности, в адекватном использовании порожденных в рамках Я. к. предложений в той или иной коммуникативной ситуации. Введение понятия Я. к. есть, следовательно, выражение такой позиции в философии языка, согласно которой употребление языковых выражений — это лишь самое поверхностное проявление деятельности сознания. Подобная позиция представляет собой философскую альтернативу прагматическим и коммуникативным подходам к языку, прежде всего — к философии позднего Л. Витгенштейна; он утверждал, что ни о какой деятельности сознания, чем-либо отличной от употребления языка, говорить не имеет смысла.
        В философии языка термин «Я. к.» получил, однако, гораздо более широкое толкование, чем в генеративной лингвистике. Он включает весьма широкий спектр значений и описывает всю совокупность представлений о степени владения носителем языка языковыми средствами. По-видимому, говоря о Я. к., можно подразумевать способность оперировать всей совокупностью правил, регулирующих языковую деятельность. В этой связи можно, в частности, говорить о синтаксической, семантической и прагматической компетенции. Первая будет обозначать способность грамматически правильно строить речь, т.е. касаться, прежде всего, использования правил синтаксиса. Вторая будет представлять собой способность пользоваться правилами интерпретации языковых выражений. Наконец, третья — это умение правильно использовать языковые выражения в коммуникации. Но в таком случае для определения понятия Я. к. существенно представление о правиле, а эти представления весьма многообразны в современной философии языка.
        Согласно Витгенштейну, напр., знание правил не есть знание набора формулировок, но есть способность вести себя определенным образом. Правило существует не в виде инструкции, предусматривающей бесконечное множество вариантов ее применения, а в виде конечной совокупности наблюдаемых образцов, публично воспроизводимых в коммуникации. При таком подходе Я. к. есть обретаемая в ходе обучения привычка. Если же следовать подходу Н. Хомского (и всей генеративной лингвистики), то правило есть нечто типа алгоритма переработки входной информации. Носитель языка тогда во многом подобен компьютеру — он оснащен правилами, как своего рода программным обеспечением. Я. к., в таком случае, есть уровень оснащенности носителя языка соответствующими схемами или алгоритмами.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "языковая компетенция" в других словарях:

  • ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. То же, что лингвистическая компетенция. Владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Учащийся обладает Я. к., если он имеет представление о системе… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Языковая компетенция —   (Знание языка)   Собственно лингвистический уровень владения языком; подразумевающий знание и владение грамматической и словарной сторонами языка. Термин Н. Хомского, представляющий часть дихотомии competence / performance, предложенной им при… …   Словарь социолингвистических терминов

  • языковая компетенция — наличие набора языковых знаков и структур в сознании носителя языка …   Толковый переводоведческий словарь

  • Языковая компетенция — (знание языка)    1. Термин Н. Хомского, обозначающий часть дихотомии competence performance, используемой для интерпретации языковой способности и речевой деятельности человека без учета социальных, ситуативных и других факторов («грамматизм»… …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплиной [84] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Языковая компетенция — – хорошее знание системы данного языка, его фонетических единиц и законов, словарного состава, грамматических форм и моделей, стилей и стилистических средств. Достаточность – недостаточность языковой компетенции – один из факторов,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • языковая компетенция —    хорошее знание системы данного языка, его фонетических единиц и законов, словарного состава, грамматических форм и моделей, стилей и стилистических средств. Достаточность – недостаточность языковой компетенции – один из факторов,… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • языковая компетенция (знание языка) — 1. Термин Н. Хомского, обозначающий часть дихотомии competence performance, используемой для интерпретации языковой способности и речевой деятельности человека без учета социальных, ситуативных и других факторов ( грамматизм Хомского). 2.… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • языковая компетенция носителя языка — Знание языка и коммуникативные навыки, которые обеспечивают носителю языка возможность создавать и понимать речь (тексты) разной степени сложности и разной целевой направленности …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • языковая компетенция личности —   I.    В теории речевой коммуникации: набор умений и способностей коммуниканта, включающий   1) умение выражать заданный смысл разными способами (способность к перефразированию);   2) умение извлекать из сказанного смысл и различать при этом… …   Учебный словарь стилистических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»